Вагонов пустые окна

За год, что Петербург переживает пандемию, пассажиропоток на общественном транспорте — едва ли не самый очевидный и публичный показатель динамики жизни в городе — так и не восстановился. На автобусах, трамваях и метро передвигается в среднем на 20% меньше людей, чем в 2019 году. Как снижение корреспонденций влияет на облик Петербурга, изучала Яна Войцеховская.

Падение спроса на товары привело к беспрецедентному сокращению объема предоставляемых транспортных услуг во всем мире. Перспективы неутешительны: по итогам 2020 года мировой объем грузовых перевозок сократился на 36%, а потери российских транспортных компаний составят 230 млрд рублей, подсчитали в Счетной палате.

В апреле 2021 года пассажиропоток на общественном транспорте впервые пробил планку в 80% по сравнению с показателями допандемийного 2019 года, сообщил глава комитета по транспорту Петербурга Кирилл Поляков. Прогноза, с какими операционными показателями транспортный блок закончит год, пока нет. Предполагать, удастся ли выйти на 85–87% от трафика 2019 года, можно будет после окончания первого полугодия, подчеркнул господин Поляков.

В первом квартале в метрополитене зафиксировано 112,8 млн транзакций, на наземном транспорте — 152,4 млн платежей, что говорит о количестве передвигающихся по городу пассажиров. А за весь 2019 год ГУП «Петербургский метрополитен» перевезло 762,3 млн пассажиров.

Пассажиропоток в автобусах и метро Петербурга поставил антирекорды в марте — апреле прошлого года, снизившись до 20% объема года 2019. К осени показатели восстановились, но к концу периода количество людей, пользующихся общественным транспортом, все равно оставалось меньше показателей предыдущего года на треть. Для сравнения, в Лондоне строгая изоляция, введенная в Великобритании в марте 2020 года, привела к сокращению количества поездок на метро на 95%.

Цифра к цифре

По данным на март 2021 года, в метро передвигается на 19% меньше человек, чем в 2019 году. Государственные и частные автобусные перевозчики фиксируют падение на 12–14%. Аэропорт Пулково принимает почти на 20% меньше путешественников. Железная дорога в дальнем сообщении сократила перевозки на 25%, пригородные электрички — на 12%. Заходы пассажирских судов в Большой порт Санкт-Петербург прекратились, а грузовые суда уменьшили отправления более чем на 40%, сообщили в комитете по транспорту.

Руководитель филиала компании ЦКТ (предоставляет услуги для бизнеса) в Петербурге Алексей Биляк подчеркивает, что на фоне снижения пассажиропотока сократилось и количество автобусов на улицах города — машины ездят реже. Метрополитен, оптимизируя издержки, даже стал закрывать станции раньше. Корректировка графика, по оценкам экспертов, позволяет подземке экономить до 5% ежедневных расходов. Перевозчики, продолжает господин Биляк, таким образом пытаются окупать издержки, ведь у техники высокая стоимость обслуживания.

Кроме сокращения количества поездок по работе в связи с переходом на удаленный режим, снизилось перемещение и по другим целям: люди не выходят лишний раз в театры, бары и рестораны, считает специалист.

Из данных Петростата следует, что сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) транспортных компаний в 2020 году снизился более чем на 70% — до 30,9 млрд рублей, убытки выросли в шесть раз — до 41 млрд рублей.

Эффекты и последствия

За низкими показателями пассажиропотока на общественном транспорте последовал рост субсидий и тарифов. Эксперты, опрошенные SR, считают, что к концу 2021 года, вероятно, встанет вопрос о субсидиях из бюджета, а также о повышении тарифов выше инфляции. Согласно проекту бюджета Петербурга на 2021 год, субсидия на перевозку пассажиров для госперевозчиков составит в общей сложности 23,6 млрд рублей. По заявлению Кирилла Полякова, цены на проезд в будущем году, как и программа финансирования для трех городских ГУПов («Пассажиравтотранс», «Горэлектротранс» и «Петербургский метрополитен»), по согласованию с комитетом финансов будет определяться после первого полугодия 2021 года. Он не исключает, что для некоторых госпредприятий будет достаточно оптимизировать издержки, но также могут быть сдвинуты на более поздний срок проекты, требующие инвестиций. Вероятно, это обновление подвижного состава, строительство новых парков для автобусов, непервоочередные ремонты.

Однако бюджетные субсидии не влияют на частные компании, например, с падающими показателями вынужден работать аэропорт Пулково, построенный по концессии. Как сообщал “Ъ” ранее, управляющая компания аэропорта «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) во второй раз за последний год переносит сроки согласования развития Пулково с региональными властями. Это объясняется мировым кризисом в авиаотрасли, на фоне которого тяжело прогнозировать темпы восстановления пассажиропотока, от которого зависят вложения в инфраструктуру. После прошлогоднего падения операционных показателей почти в два раза (до 11 млн человек), в 2021 году авиагавань может обслужить около 14 млн человек, что сопоставимо с динамикой 2014 года. И хотя ряд международных направлений открыт для российских путешественников, основу трафика сформируют перелеты на внутренних линиях, рассчитывают в ВВСС.

Вторая очередь строительства аэропорта оценивается в €400 млн. В 2017–2019 годах Пулково приблизился к пороговому значению пропускной способности существующего терминала, в связи с чем активизировалось обсуждение строительства новой очереди. Стоимость первой фазы строительства составила €1,2 млрд.

COVID-19 изменил и сформировавшиеся транспортные привычки. Например, многие города начали расширять сеть велосипедных дорожек.

Смежные сферы

Очевидно на улице стало меньше пожилых людей, в том числе в их излюбленных местах времяпрепровождения — парках и скверах, а также людей с ограниченными возможностями и сопутствующими заболеваниями из-за рисков заболевания, отмечает Алексей Биляк. «На фоне снижения трафика на центральных улицах города появилось огромное количество закрытых точек бизнеса, тут и там мелькающие надписи «аренда» и "продажа"",— добавляет он. Только в результате первой волны к осени 2020 года в Петербурге было закрыто около 6% субъектов малого и среднего предпринимательства. Это более 20 тыс. предпринимателей, заявляла Елена Церетели, председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга.

Все это сильно ударило по бизнесу сферы услуг, а другим предприятиям пришлось оперативно разворачиваться и следовать за своим клиентом за город, считает господин Биляк. "Произошел быстрый рост услуг доставки, особенно еды и продуктов питания. Компаниям, которые обеспечивают комфортную жизнь современного человека, пришлось везти за город телевидение и интернет, мебель и декор, интерьер и все для ремонта",— рассказывает он.

Сокращение числа пассажиров также повлияло и на смежные отрасли. "Если вспомнить 2010–2012 годы, то все борта автобусов и внутренний интерьер были завешены рекламой. Сейчас с учетом сниженного пассажиропотока позволить себе рекламу в общественном транспорте могут только крупные компании: операторы связи, большие бренды. Очевидно, что небольшие компании ушли в интернет или на другие площадки, так как они не могут себе позволить дорогую рекламу с такой низкой отдачей",— уверен господин Биляк. На билбордах в городе стало больше социальной рекламы — сначала она касалась ношения масок, теперь активно анонсируется кампания по вакцинированию.

Комментирует Алексей Биляк

Источник: Коммерсантъ