Нематериальные пряники. Как мотивировать сотрудника, не повышая ему зарплату

Новости
13.12.2021
235
 Поделиться


Принято считать, что главный и основополагающий фактор при выборе места работы — финансовый. И это недалеко от истины: специалисты предпочитают приходить к тем, с кем совпадут по зарплатным ожиданиям. Но вот для того чтобы человек остался и строил карьеру в одной и той же компании годами, зачастую требуется мотивация посерьёзнее. В деньгах её выразить трудно, ведь на кону — душевное спокойствие, отношение в коллективе и то, что называют нематериальным поощрением.

Что такое нематериальная мотивация?

С материальной мотивацией всё более-менее ясно: от хорошего оклада отказываются редко, а премии и системы надбавок заставляют работника усердно трудиться и не отлынивать от дополнительных задач. Такая мотивация работает, но всё-таки имеет свои ограничения: невозможно повышать зарплату бесконечно. К тому же работа на износ, пусть даже подкреплённая висящей перед носом «морковкой» в виде премии, возможна лишь на коротких дистанциях. Никакие деньги не смогут удержать человека, если ему не удалось стать своим в коллективе, а стресса на работе больше, чем успехов.

Если же команда ориентирована на длительный забег, стоит подумать о корпоративной культуре и образе жизни своих сотрудников. Большинство работодателей понимают, что работнику как минимум нужно обеспечить комфортные условия. Но поскольку люди — существа высокоорганизованные, одного только физического комфорта им мало. Чтобы сотрудник действительно чувствовал себя частью команды и работал на общий результат, приходится апеллировать к его высшим потребностям: стремлению к саморазвитию и реализации потенциала, жажде уважения и признания.

Тут-то и вступает в дело нематериальная мотивация — различные неденежные способы поощрения и управления персоналом. Речь может идти как об отдельных бонусах, так и о целом комплексе мероприятий для повышения лояльности сотрудников и поднятия корпоративного духа, улучшении рабочих условий и атмосферы в коллективе, а также эффективности труда.

Вовлечённость в работу и вдохновение могут послужить нескончаемым «топливом» для новых успехов, когда финансовая мотивация уже достигла своего потолка. Это — часть большой и не всегда видимой работы руководителей и отдела HR, лавирующих между зарплатными ведомостями, графиком дней рождений сотрудников и различными вариантами для проведения корпоративов и тимбилдингов.

Похвалой и добрым словом

Далеко не все такие мероприятия ничего не стоят работодателю. Порой для того чтобы сотрудники были довольны, не получив ничего существенного, приходится серьёзно потратиться. Однако не стоит недооценивать и совершенно бесплатные методы мотивации персонала, такие как обычное доброе слово.

Внимание

Мало что может быстрее подтолкнуть человека в пучины выгорания и депрессии, как ощущение себя безликим винтиком в корпоративной машине. Чтобы не дать сотрудникам скатиться в это состояние, руководителю важно замечать их проблемы, выслушивать предложения, помнить об их семейных обстоятельствах, увлечениях, важных датах. И, когда и если это уместно, делать знаки внимания от лица компании и коллег.

Впечатления

Конечно, приятно помимо поздравлений от босса, получить на Новый год или другой праздник ещё и в меру полезный в хозяйстве подарок. У тех, кто часто меняет места работы, дома нередко скапливается целая коллекция брендовых кружек, футболок и блокнотов. Некоторые могут позволить себе подарить сотрудникам и что-то посущественнее: продуктовые корзины, наборы для барбекю, иногда даже гаджеты и бытовую технику. Но вещи теряются, ломаются, забываются, да и угодить вкусам всех и каждого довольно сложно. А вот яркие впечатления, подаренные вместо очередной безделушки или полученные на тимбилдинге, память будет благодарно хранить и годы спустя.

Конкуренция

Ничто так не стимулирует работать быстрее, выше, сильнее, чем здоровая соревновательная среда. Конкуренция при этом может быть не только с другими компаниями, но и с коллегами. Главное при этом — правильно выбрать мотивацию и не перегнуть палку. Если награда победителю будет слишком ценной, вместо сплочения коллектива легко получить конфликты, в то время как за шутливый титул, грамоту, публичную похвалу или символический переходящий приз сотрудники охотно впрягаются в честное соревнование чисто из спортивного интереса.

Хобби и ценности

Хотите дружный и сплочённый коллектив? Целый ряд опрошенных «Секретом» руководителей уверен, что для этой цели идеально подходит совместное занятие чем-то максимально далёким от работы. Возможность разделить с коллегами своё хобби или вместе с ними открыть для себя новый вариант проведения досуга работает как мощный социальный якорь. Такая возможность побуждает сотрудников работать на общий успех — чтобы потом отметить его в дружеской компании.

Обучение

Далеко не все настроены на покорение карьерных вершин. Многие работники годами готовы сидеть на одной и той же должности, но это не значит, что они согласны остановиться в своём развитии. Дав персоналу возможность учиться, получать новые навыки и расширять кругозор, руководитель получает сотрудников не только более квалифицированных, но и более лояльных.

Сила авторитета

Многие задаются вопросом, чем именно мотивировать сотрудников. Но иногда то, кто именно будет мотивировать, ничуть не менее важно. Фигура руководителя в компании — центральная для многих процессов, в том числе далёких от собственно бизнеса. К нему обращаются за помощью, перед ним отчитываются за достижения и провалы, к нему могут испытывать уважение, страх или всё вместе. То, какую стратегию поведения выберет начальник, повлияет на то, как охотно они будут на него работать и надолго ли задержатся.

Руководитель в нашей компании — это не человек, который всё знает только потому, что он начальник и так решил, это не местный «божок», устанавливающий порядки, руководитель — это в первую очередь наставник, который научит, покажет, объяснит 2 раза, 10 раз, 100 раз. Это человек, к которому можно прийти (написать в мессенджер, позвонить) за советом, за помощью, да и просто поговорить по душам.

Бонусом к соцпакету

Нередко компании в дополнение к зарплате предоставляют своим сотрудникам условно бесплатный (для них, не для компании) социальный пакет. В него обычно входит медицинское и негосударственное пенсионное страхование, скидки у партнёров, компенсация питания в офисе, доплаты за вредные и тяжёлые условия труда, иногда возможность посещать фитнес-зал прямо в офисе или оставлять детей в корпоративном детском саду.

Но в условиях дефицита кадров и конкурентного рынка работодателям приходится изощряться и добавлять к традиционным компенсациям различные бонусы. Некоторые перечисляют в качестве плюсов своей компании возможность для сотрудников опаздывать и свободно распоряжаться своим рабочим временем при условии достижения результата. Другие упирают на поддержку семейных коллег.

Мотивация на дистанции

Конечно, многие методы нематериальной стимуляции рассчитаны на традиционный режим работы — на производстве или в офисе. Пандемия коронавируса надолго поставила крест на некоторых коллективных активностях и разогнала людей по домам. В таких условиях, как успели заметить во многих опрошенных «Секретом» компаниях, мотивация сотрудников поползла вниз. Пришлось изобретать новые способы поднять корпоративный дух — теперь уже дистанционно.

Выводы и выборы

В конечном итоге все виды нематериальной мотивации сводятся к различным способам сказать «спасибо» сотрудникам, но не разово, а системно, постоянно и искренне. И кто-то считает, что это гораздо важнее даже самых высоких зарплат.

Комментирует: Антон Мельников

Источник: Секрет фирмы

Вам будет интересно
Взгляд руководителя: стоит ли нанимать сотрудников с нерелевантным опытом
Взгляд руководителя: стоит ли нанимать сотрудников с нерелевантным опытом
Ищем поставщика дефицитных товаров в кризис — инструкция
Ищем поставщика дефицитных товаров в кризис — инструкция
«Сотрудник пьяный – и что ты с ним сделаешь?» Эксперты – о запрете увольнений за пьянство на «удаленке»
«Сотрудник пьяный – и что ты с ним сделаешь?» Эксперты – о запрете увольнений за пьянство на «удаленке»
Изнанка создания бирюзовых компаний. II часть
Изнанка создания бирюзовых компаний. II часть
Как открыть собственную типографию по производству этикеток
Как открыть собственную типографию по производству этикеток
Командный события вместо корпоративов
Командный события вместо корпоративов