Нематериальные пряники. Как мотивировать сотрудника, не повышая ему зарплату


Принято считать, что главный и основополагающий фактор при выборе места работы — финансовый. И это недалеко от истины: специалисты предпочитают приходить к тем, с кем совпадут по зарплатным ожиданиям. Но вот для того чтобы человек остался и строил карьеру в одной и той же компании годами, зачастую требуется мотивация посерьёзнее. В деньгах её выразить трудно, ведь на кону — душевное спокойствие, отношение в коллективе и то, что называют нематериальным поощрением.

Что такое нематериальная мотивация?

С материальной мотивацией всё более-менее ясно: от хорошего оклада отказываются редко, а премии и системы надбавок заставляют работника усердно трудиться и не отлынивать от дополнительных задач. Такая мотивация работает, но всё-таки имеет свои ограничения: невозможно повышать зарплату бесконечно. К тому же работа на износ, пусть даже подкреплённая висящей перед носом «морковкой» в виде премии, возможна лишь на коротких дистанциях. Никакие деньги не смогут удержать человека, если ему не удалось стать своим в коллективе, а стресса на работе больше, чем успехов.

Если же команда ориентирована на длительный забег, стоит подумать о корпоративной культуре и образе жизни своих сотрудников. Большинство работодателей понимают, что работнику как минимум нужно обеспечить комфортные условия. Но поскольку люди — существа высокоорганизованные, одного только физического комфорта им мало. Чтобы сотрудник действительно чувствовал себя частью команды и работал на общий результат, приходится апеллировать к его высшим потребностям: стремлению к саморазвитию и реализации потенциала, жажде уважения и признания.

Тут-то и вступает в дело нематериальная мотивация — различные неденежные способы поощрения и управления персоналом. Речь может идти как об отдельных бонусах, так и о целом комплексе мероприятий для повышения лояльности сотрудников и поднятия корпоративного духа, улучшении рабочих условий и атмосферы в коллективе, а также эффективности труда.

Вовлечённость в работу и вдохновение могут послужить нескончаемым «топливом» для новых успехов, когда финансовая мотивация уже достигла своего потолка. Это — часть большой и не всегда видимой работы руководителей и отдела HR, лавирующих между зарплатными ведомостями, графиком дней рождений сотрудников и различными вариантами для проведения корпоративов и тимбилдингов.

Похвалой и добрым словом

Далеко не все такие мероприятия ничего не стоят работодателю. Порой для того чтобы сотрудники были довольны, не получив ничего существенного, приходится серьёзно потратиться. Однако не стоит недооценивать и совершенно бесплатные методы мотивации персонала, такие как обычное доброе слово.

Внимание

Мало что может быстрее подтолкнуть человека в пучины выгорания и депрессии, как ощущение себя безликим винтиком в корпоративной машине. Чтобы не дать сотрудникам скатиться в это состояние, руководителю важно замечать их проблемы, выслушивать предложения, помнить об их семейных обстоятельствах, увлечениях, важных датах. И, когда и если это уместно, делать знаки внимания от лица компании и коллег.

Впечатления

Конечно, приятно помимо поздравлений от босса, получить на Новый год или другой праздник ещё и в меру полезный в хозяйстве подарок. У тех, кто часто меняет места работы, дома нередко скапливается целая коллекция брендовых кружек, футболок и блокнотов. Некоторые могут позволить себе подарить сотрудникам и что-то посущественнее: продуктовые корзины, наборы для барбекю, иногда даже гаджеты и бытовую технику. Но вещи теряются, ломаются, забываются, да и угодить вкусам всех и каждого довольно сложно. А вот яркие впечатления, подаренные вместо очередной безделушки или полученные на тимбилдинге, память будет благодарно хранить и годы спустя.

Конкуренция

Ничто так не стимулирует работать быстрее, выше, сильнее, чем здоровая соревновательная среда. Конкуренция при этом может быть не только с другими компаниями, но и с коллегами. Главное при этом — правильно выбрать мотивацию и не перегнуть палку. Если награда победителю будет слишком ценной, вместо сплочения коллектива легко получить конфликты, в то время как за шутливый титул, грамоту, публичную похвалу или символический переходящий приз сотрудники охотно впрягаются в честное соревнование чисто из спортивного интереса.

Хобби и ценности

Хотите дружный и сплочённый коллектив? Целый ряд опрошенных «Секретом» руководителей уверен, что для этой цели идеально подходит совместное занятие чем-то максимально далёким от работы. Возможность разделить с коллегами своё хобби или вместе с ними открыть для себя новый вариант проведения досуга работает как мощный социальный якорь. Такая возможность побуждает сотрудников работать на общий успех — чтобы потом отметить его в дружеской компании.

Обучение

Далеко не все настроены на покорение карьерных вершин. Многие работники годами готовы сидеть на одной и той же должности, но это не значит, что они согласны остановиться в своём развитии. Дав персоналу возможность учиться, получать новые навыки и расширять кругозор, руководитель получает сотрудников не только более квалифицированных, но и более лояльных.

Сила авторитета

Многие задаются вопросом, чем именно мотивировать сотрудников. Но иногда то, кто именно будет мотивировать, ничуть не менее важно. Фигура руководителя в компании — центральная для многих процессов, в том числе далёких от собственно бизнеса. К нему обращаются за помощью, перед ним отчитываются за достижения и провалы, к нему могут испытывать уважение, страх или всё вместе. То, какую стратегию поведения выберет начальник, повлияет на то, как охотно они будут на него работать и надолго ли задержатся.

Руководитель в нашей компании — это не человек, который всё знает только потому, что он начальник и так решил, это не местный «божок», устанавливающий порядки, руководитель — это в первую очередь наставник, который научит, покажет, объяснит 2 раза, 10 раз, 100 раз. Это человек, к которому можно прийти (написать в мессенджер, позвонить) за советом, за помощью, да и просто поговорить по душам.

Бонусом к соцпакету

Нередко компании в дополнение к зарплате предоставляют своим сотрудникам условно бесплатный (для них, не для компании) социальный пакет. В него обычно входит медицинское и негосударственное пенсионное страхование, скидки у партнёров, компенсация питания в офисе, доплаты за вредные и тяжёлые условия труда, иногда возможность посещать фитнес-зал прямо в офисе или оставлять детей в корпоративном детском саду.

Но в условиях дефицита кадров и конкурентного рынка работодателям приходится изощряться и добавлять к традиционным компенсациям различные бонусы. Некоторые перечисляют в качестве плюсов своей компании возможность для сотрудников опаздывать и свободно распоряжаться своим рабочим временем при условии достижения результата. Другие упирают на поддержку семейных коллег.

Мотивация на дистанции

Конечно, многие методы нематериальной стимуляции рассчитаны на традиционный режим работы — на производстве или в офисе. Пандемия коронавируса надолго поставила крест на некоторых коллективных активностях и разогнала людей по домам. В таких условиях, как успели заметить во многих опрошенных «Секретом» компаниях, мотивация сотрудников поползла вниз. Пришлось изобретать новые способы поднять корпоративный дух — теперь уже дистанционно.

Выводы и выборы

В конечном итоге все виды нематериальной мотивации сводятся к различным способам сказать «спасибо» сотрудникам, но не разово, а системно, постоянно и искренне. И кто-то считает, что это гораздо важнее даже самых высоких зарплат.

Комментирует: Антон Мельников

Источник: Секрет фирмы