Как развивать корпоративную культуру компании, если штат на удаленке

Корпоративная культура должна быть одинаковая как при работе удаленно, так и на местах в офисе. И даже в пандемию можно наладить данное взаимодействие и общение.

Развитие корпоративной культуры, несомненно, важный аспект для успешного роста компании. Истоки корпоративной культуры исходят от руководства, и на местах доносятся до сотрудников методами близкого доверительного общения. Именно начальство посредством личного взаимодействия может менять сознание, мировоззрение работников, прививать правильные ценности.

В нашей компании мы обозначили следующий вектор движения в теме корпоративной культуры: здоровый образ жизни, отказ от алкоголя, курения, фаст-фуда. Кроме того, развитие мировоззрения, всесторонних знаний, и не только в рабочей компетенции, но и в других областях, а также расширение образов мира: организация путешествий, поездок, развитие семьи и семейных ценностей, духовных ценностей. Мы работали в этом направлении, вплоть до марта 2020 года, когда случилась пандемия в мире.

В конце марта страну, и, конечно, нашу организацию, охватил сильный коллективный страх. К тому моменту в компании уже функционировал общий чат сотрудников. Когда ввели ограничения по передвижению и по работе, все ушли на карантин, и в первые дни в общем чате был очень сильный стресс, напряжение. Изначально карантин вводили на неделю, но у руководства было понимание, что это надолго, на месяц, а то и больше.

Возникло противоречие: у рядовых сотрудников складывалось впечатление, что это все временно, что это неделя отдыха, каникулы. Но руководство понимало, что будет кризис и руководящий состав начал думать, что делать, и как сохранить у сотрудников бодрость духа, позитивное мышление. Для того, чтобы выходить из кризиса и страхов, придумали проведение марафонов с использованием уже имеющегося чата компании. Марафоны онлайн, но по правилам как в офлайн: есть номинации, лауреаты, победители в каждой из номинаций, и поощрение за счет компании.

Первый апрельский марафон был по творческой номинации: нужно было продемонстрировать свои творческие работы: шьешь ты, рисуешь, вышиваешь – неважно. У сотрудника был месяц, чтобы придумать что-то, реализовать и итоги продемонстрировать коллективу.

Вторая номинация была «Номинация открытости». Нужно было открыться, рассказать о себе. Дело в том, что офисы компании могут представлены в разных городах России, и есть сотрудники, работающие в тысяче километров друг от друга. Конечно, многие были не знакомы, и у данного марафона была задача, чтобы люди узнали свою компанию и своих коллег ближе. В рамках номинации нужно было написать о себе, рассказать о каких-то своих интересах.

Третья номинация была «Трудолюбие» – более материальная. Нужно было за месяц сделать что-то в компании, проявить свое трудолюбие, и рассказать о работе, которую ты проделал. И так далее.

Марафоны буквально «выстрелили». С одной стороны карантин, напряжение, по телевизору и интернету очень много непонятной информации и тревожных новостей, а у нас в компании – своя жизнь. И эта деятельность пошла в противофазу всей ситуации, тем более, что многие сотрудники впервые стали работать удаленно, из дома выходить им запретили, и предложение заниматься чем-то, отвлечься именно в стенах дома, сработало. Работа сохранена, да еще и домашнее творчество, которое, к тому же, премируется! Так первый месяц карантина – апрель – прошел очень удачно. В конце месяца было очень много творческих работ.

Хотелось бы отметить, что месяц прошел успешно не только в плане личных достижений сотрудников. Благодаря этим марафонам руководству удалось, с одной стороны, снизить напряжение, расслабить работников, с другой – подстегнуть к новым начинаниям. Дело в том, что параллельно, в апреле, региональная компания «1С» проводила большой конкурс на уровень обслуживания клиентов. Наша команда именно в апреле заняла третье место в данном конкурсе, и сотрудники попали на федеральный уровень. И в июле компания заняла первое место уже по всей России! Мы уверены, что это ребятам помогли марафоны.

Дальше мы продолжили марафоны и ввели новые номинации. Запустили шахматный турнир среди сотрудников с помощью онлайн-программы по шахматам. Порядка 16 человек участвовало: 14 мужчин и 2 девушки. Турнир, кстати, выиграла именно представительница прекрасного пола. Турнир познакомил людей друг с другом и объединил под общим интересом.

Общеизвестный факт, что людей объединяет либо война, либо творческая интересная задача. И у нас сработало два момента сразу: во внешнем мире карантин, пандемия, и это стало объединять, а в компании – марафоны и творческие мероприятия, которые тоже стали объединять. Конечно, наступивший кризис поменял людей, но именно грамотные ходы руководства и корпоративной культуры помогли качнуть ситуацию в позитив, в развитие, в новые возможности.

Чтобы не быть голословными по поводу пользы марафонов непосредственно для организации, хотелось бы отметить, что в апреле мы сделали рекорд нашей компании по прибыли.

Резюмируя наш опыт, хотелось бы дать несколько советов по построению корпоративной культуры на удаленке:

  1. Необходимо наладить диалог, настроить общение. Мы использовали общий чат в современных мессенджерах.
  2. Нужен лидер, «массовик затейник», некто, кто будет придумывать идеи, создавать презентации, предлагать темы.
  3. В первое время лидеру надо быть готовым к слабой или даже «никакой» реакции. Отсутствие обратной связи демотивирует, но останавливаться нельзя. На самом деле, это как маховик – стоит одному включиться, как остальные подтянуться. Но иногда надо немного подождать.
  4. Надо понимать и принимать тот факт, что сотрудники все разные. Есть активные, готовые моментально включаться в процесс, открытые к общению и готовые буквально к любым предложениям, но есть и такие, кто считают, что это все полная ерунда, и зачем меня заставляют здесь быть? Важно не злиться, не ругаться на них, а постепенно втягивать в процесс. Это произойдет само собой через какое-то время.


Автор: Антон Мельников

Источник: e-xecutive.ru