Командный события вместо корпоративов


В конце прошлого столетия в России появилось много новых и необычных для страны должностей и явлений. Одно из них – корпоративные мероприятия. В организациях и на предприятиях ввели должности менеджеров разных специализаций. Некоторые из менеджеров занялись рекрутингом и развитием своих компаний, а также созданием положительной атмосферы внутри коллектива. Этот параметр был и остается важнейшим фактором успешной и плодотворной работы.

Исполняя функции HR-менеджеров, сами директора компаний или назначенные ими лица внесли в отечественную рабочую среду такие понятия, как командный дух, имидж, корпоративная этика, сплочение коллектива и многие другие. Для реализации идей по формированию эффективной рабочей команды эти специалисты прошли обучение и стали применять разнообразные инструменты, включая корпоративы. О корпоративах как HR-инструменте размышляет руководитель компании ЦКТ Антон Мельников.

Несмотря на свое западное происхождение, корпоративы быстро адаптировались на российской почве. Связано это с тем, что в России и в прежние времена, пусть и неофициально, но проводилось нечто подобное. Западный стиль массовых мероприятий для совместного отдыха коллектива впитал элементы нашего стиля и колорита. Они ассимилировались и прочно вошли в рабочую жизнь.

Корпоративы как HR-инструмент: особенности и постепенная потеря эффективности воздействия

Очевидно, что для создания и поддержания доброжелательной атмосферы в коллективе надо не только трудиться в команде, но и совместно отдыхать. В связи с этим корпоративные мероприятия действительно длительное время были неизменным и постоянным инструментом руководителей и представителей HR-сферы. Однако постепенно они стали терять эффективность воздействия.

Попросту утратили новизну, стали привычными и даже «поднадоели». Поскольку такие мероприятия – дело добровольное, а не принудительное, многие члены команд начали их игнорировать.

Корпоративы уходят в прошлое, но задачи, которые они выполняли, никто не отменял. Специалисты поняли, что для сплочения коллектива недостаточно совместно поесть и выпить на банкете или фуршете, потанцевать, поучаствовать в конкурсах, повеселиться. Начался поиск новых методов для достижения целей. Появление иного варианта было предопределено. Владельцы бизнеса и организаторы коллективных мероприятий узнали такое понятие, как «командное событие», нацеленное на образование сплоченного коллектива.

Командное событие: особенности и ценности

Что такое командное событие, командообразующие мероприятие или тимбилдинг (от английского team building)? Это формат, при котором любой участник дополняет и усиливает действия остальных членов команды, то есть продуктивность общей работы зависит от каждого.

Командообразующим технологиям стоит уделить сегодня повышенное внимание: грамотно распределить роли, чтобы любой участник оказался в наиболее благоприятной для себя среде, максимально сумел раскрыть собственный потенциал.

  • Командное событие для рядового сотрудника – отличный повод уйти за рамки должности, понять, что руководитель такой же член коллектива, раскрепоститься, осознать, что его роль в командной победе – не только разносить бумажки.
  • Для менеджеров подобные мероприятия также дают возможность выйти за рамки должности, ближе познакомиться с подчиненными, самим прочувствовать командный дух.
  • Для ТОП-менеджеров, руководителей всех уровней это возможность понять свой коллектив, прочувствовать настроения, царящие в нем, увидеть каждого члена коллектива по-иному, выявить лидеров, потенциальных претендентов на более высокие должности.
  • Для всего коллектива это путь получения максимального синергетического эффекта, поскольку совместная работа всегда мощнее, чем труд каждого по-отдельности.

Результаты грамотного применения командообразующих технологий

Очевидно, что такие командные события – насущная необходимость. Подобную работу необходимо вести постоянно, поскольку командный дух имеет свойство ослабевать.

  • В коллективе иногда появляются новые сотрудники, и события помогают им сразу познакомиться со всеми в неформальной обстановке, активно влиться в работу отдельной группы или всей команды, выстроить связи.
  • Мероприятия снижают риски профессионального выгорания у тех сотрудников, которые уже давно трудятся на одном месте, на одной должности. Они получают мотивацию, возрождается удовольствие от работы, даже рутинной.
  • В ходе командообразующих мероприятий повышается лояльность сотрудников всех уровней к руководству. Падает текучка кадров.
  • После проведения снижаются риски возникновения конфликтных ситуаций. Происходит это, как утверждают психологи, за счет снятия напряжения, неизбежного в рабочем процессе.

Грамотный специалист всегда найдет нужный, наиболее эффективный вариант тимбилдинга. Выбор идет по таким параметрам, как:

  • место проведения мероприятия;
  • направление деятельности компании;
  • количество сотрудников в коллективе;
  • цели, задачи, выделенный бюджет и так далее.

Среди видов командных событий выделяются психологические, интеллектуальные, тематические, спортивные состязания и марафоны, тренинги, арт-тимбилдинги, квесты. Все эти виды можно поделить на две условных категории – «кабинетные» и «некабинетные».

Почему условно? Потому что это теория, а на практике все это можно проводить и на закрытом, и на открытом пространстве. Тут предельно важен выбор организатора. Его задача – не только найти место и выбрать вид события, но и:

  • четко объяснить правила, грамотно распределить роли;
  • не позволить процессу идти стихийно, обеспечить полную безопасность;
  • гарантировать максимальное единение участников, установление коммуникаций;
  • формировать сплочение, избежать конфронтаций, обострения существующих конфликтов;
  • исключить понижение самооценки сотрудников, падение лояльности к руководству;
  • фиксировать достигнутый результат и многое другое.

Марафоны как один из видов командных событий

Наша компания уже не один год практикует подобные мероприятия. Марафоны проходят почти каждый месяц. Только в этом году уже состоялось 9 марафонов.

В начале года состоялось мероприятие «Дружба с посылкой». Идея состояла в том, что сотрудники посылали друг другу подарки, причем адресат до последнего не знал, кто станет его отправителем, это решалось выбором случайного числа, под которым был адресат. Для того, чтобы отправителю было понятно, что именно дарить и что за человек получатель подарка, в начале проведения «Дружбы с посылкой» участники номинации написали о себе, о своих вкусах и увлечениях.

Благодаря этой идее, сотрудники еще лучше узнали друг друга. Мероприятие вызвало у коллектива живой интерес и одна из участниц предложила сделать тоже самое и для детей сотрудников. Все единогласно приняли эту идею. Так родилась еще одна номинация в октябрьском марафоне: «Дружба с посылкой – дети». Родители с удовольствием рассказывали о своих детях, а дети с любовью готовили посылки своим адресатам, писали письма, и, конечно, с нетерпением ждали посылок от своих отправителей.

Было очень интересно придумывать, что положить в почтовую коробочку, чтобы человеку стало приятно и тепло, когда он ее получит. В процессе представлять, как этот человек открывает посылку, его эмоции в этот момент, улыбку. Ведь на самом деле дарить во много раз приятнее, чем получать. В этот момент ты делишься своей энергией, и от этого ее становится больше! Очень приятно думать о том, что какой-то человек за тысячи километров размышлял, что же подарить именно тебе, специально шел в магазин, потом стоял в очереди на почте... Ощущение волшебства и тайны! 

Каких только подарков не было! Было видно, что ребята готовили посылки с любовью! Подарки, сделанные своими руками, чай, компас, картины, сувениры с символикой города, даже предметы одежды, сладости, игрушки и много других приятных сюрпризов!

Когда адресат получал посылку, он выкладывал фото с подарком в общий чат. На каждом фото столько эмоций! Даже если у человека какие-то проблемы, то он, пусть и ненадолго, забывал о них. Но было видно, что вот эта часть человеческого тепла тронула сердце, и человеку в этот момент стало светло на душе.

Победителей в этой номинации не было. Все было настолько тепло, тонко и душевно, что определить, кто был лучшим просто невозможно. Хочется выразить благодарность всем участникам за ощущение праздника и волшебства, за то, что удалось еще лучше узнать людей, работающих с нами, посмотреть на них с новой стороны. Такие мероприятия очень сближают сотрудников. Они становятся не просто коллегами, но и друзьями.

Летом было проведено довольно масштабное мероприятие, объединившее многих сотрудников – «Большая гонка ЦКТ». По условиям июньского марафона в течение месяца команды по три человека соревновались в следующих номинациях:

  1. Веломер: нужно было втроем преодолеть расстояние 1800 км на велосипедах за месяц;
  2. Бегомер: команде нужно было преодолеть отметку в 600 км бегом;
  3. Шагомер: пройти втроем 1200 км за месяц.

Марафон объединил в общей гонке 52 участника. Все были очень активны, присылали фото и видео со своих прогулок в общий чат.

Участники марафона в своих отзывах отметили, что подобные мероприятия заставляют задуматься о смене образа жизни, придерживаться принципов ЗОЖ. А самое главное – это объединяет сотрудников в одну сильную команду.

«Мероприятия, проводимые нашей компанией, всегда дают возможность выбрать интересное именно для тебя и позволяют найти и узнать лучше своих единомышленников, познакомиться с их увлечениями и интересами, – рассказывает победитель одной из номинаций, менеджер по продажам Андрей Щур. – В фильме «Мирный воин» есть такие замечательные слова: “Главное не то, что в конце пути, главное  –  сам путь.” Очень радостно, что многие и дальше планируют принимать участие в подобных марафонах.

Без сомнения, все участники смогли насладиться процессом движения вперед. Кроме того, соревновательный эффект позволяет максимально сплотиться в командных соревнованиях (по крайней мере, в шагомерах, мои команды показали максимальный командный дух). На мой взгляд, обычные корпоративы никогда не дадут подобного эффекта».


В ЦКТ есть еще один вид командных мероприятий, которые стоит отметить  –  каждый год зимой и летом компания проводит рабочий 3-х месячный марафон. Если по его завершении отделу удается выйти на новый уровень производства, продаж и развития компании в целом, то в качестве заслуженной награды сотрудники летят в экспедицию в новое место силы России или за границей. Ранее уже удалось побывать в Тунисе, Крыму, Селигере, Казани, на Байкале и Алтае. В 2019 году (до пандемии) с марта по май к компании прошел «Турецкий марафон», успешный итог которого – это поездка в Турцию. Поскольку поездки в компании проходят всеми семьями в полном составе, то все включились в этот марафон он мала до велика. На протяжении трех месяцев все друг друга подбадривали, поддерживали и воодушевляли, искали пути модернизации всех процессов и выхода на новый уровень. В итоге намеченный план получился, и участников ждала необычная поездка в Турцию в сентябре командой руководителей со своими семьями. Поездка была рассчитана на 9 дней.

Такие марафоны стимулируют нас выходить за пределы своих возможностей, благодаря чему мы можем наработать командную эффективность, запустить инерцию многократного роста и выйти на новый высокий результат. Я считаю, что крайне важно развивать такие отношения на рабочем месте. 

Повышение уровня вовлеченности можно свести к двум ключевым концепциям: устранение барьеров, которые в настоящее время ограничивают социальное взаимодействие на рабочем месте, и создание возможностей для взаимодействия сотрудников друг с другом. Важно выделять время для взаимодействия сотрудников: сосредоточиться на интересах и опыте вне работы, чтобы найти точки соприкосновения и общности, чтобы сотрудники могли обнаружить общие черты и взаимосвязь. Для этого и проводятся командные марафоны. Дружная, можно даже сказать семейная атмосфера, позволяет коллегам видеть друг в друге не только рядовых сотрудников организации, но и обычных людей с их привычками и слабостями, увлечениями и мечтами. Это оживляет коллектив и придает команде мотивацию.

В заключение

Вектор развития корпоративной культуры направлен в сторону развития неформальных отношений в коллективе, основанных на общих интересах. При интересной и творческой задаче, такой как командный марафон, люди неосознанно выходят в неформальный процесс взаимоотношений. Люди узнают друг друга с человечной стороны, без привязки к рабочему процессу, что, конечно, повышает эффективность дальнейшей работы. Командные события нужны как коллективу, так и компании в целом, позволяя идти вперёд, становиться лучше и сильнее день за днём.

Автор: Антон Мельников

Источник: hr-tv.ru