Изменения в компании: почему сотрудники против

Новости
30.03.2021
706
 Поделиться

Давно известный факт, что любые изменения для человека, даже в быту, это стресс. Чего уж говорить про перемены в работе. Сопротивление нововведениям может встречаться в коллективе, но обычно достаточно дать больше информации, показать перспективы, и даже консерваторы впоследствии согласятся, что всё к лучшему. Когда же любые попытки введения изменений переходят в конфликты, становится очевидно, что есть проблема. Для решения вопроса стоит разобраться, почему же сотрудники так рьяно сопротивляются изменениям?

А зачем

Любой сотрудник налаживает свою работу, оптимизирует ее, стремится снизить трудоемкость. Каждый день создаёт максимальную зону комфорта. Но, зачастую, работа современного сотрудника делится на 2 части: непосредственно его обязанности и дополнительная работа для компании, чаще всего отчетность, сбор аналитики и т.п. Больше всего от внеочередных задач страдают, пожалуй, учителя и врачи, которые ежедневно исписывают/печатают горы документов, постоянно заполняют какие-то отчеты для статистики, следуя новым регламентам и т.п. Подобная дополнительная работа напрямую не влияет на личные результаты сотрудника, а изменения, чаще всего, касаются именно этих задач. Они не так важны сотруднику, но выполнение их необходимо фирме в целом: для аналитики, для прогнозирования, для подведения итогов. Работник сопротивляется нововведениям и начинает бороться за сохранение своей зоны комфорта. Он стремится максимально просто и быстро сделать свою часть работы, и минимально заниматься тем, что его не касается. Проблема в том, что человеком движет чистый эгоизм. В большинстве своем никто даже не хочет вникать, полезны ли эти изменения, насколько они интересны, перспективны, могут ли они обучить, повысить профессионализм. Большинство даже не вступают в переговоры, а стараются, насколько это возможно, саботировать. Человек защищает свой плацдарм работы, отстреливается, «грудью загораживает» свою личную оптимизацию и держит натиск изменений. Во многих случаях, встречая такое сопротивление, руководители прекращают внедрение изменений. Порой такая реакция случается из-за необразованности. Сотрудники буквально не понимают смысла предлагаемых изменений.

Будут тут мне указывать

Любые изменения исходят от других людей, а в сотруднике может превалировать презрение к мнению другого человека, нежели разумный подход. Следуя негативным шаблонам мышления, такой работник всегда считает себя самым умным, и он уверен, что он лучше знает, как ему хорошо и правильно работать. Такие сотрудники также не пытаются разобраться. Завышенное самомнение заставляет их сопротивляться, но они воют не с изменениями, а с личностью, с тем, кто эти изменения пытается внедрить.

А за это мне не платили

Каждый сотрудник ищет баланс работы и оплаты. Если он считает, что зарабатывает недостаточно и ему должны платить больше, эффективность его работы понижается, и уж тем более он не будет делать ничего дополнительного. Что интересно, даже если человек хорошо зарабатывает и очень заинтересован в своей работе, то он также может сопротивляться изменениям. Причина будет другая: страх потери работы и зарплаты.

А если я не дойду, если в пути пропаду

Сотрудник может сопротивляться изменениям из-за неуверенности в себе, в своих способностях. Зачастую нововведения требуют обучения, вникания в новые методики работы, и человек боится показать, что он что-то не понимает, или что у него не получается быстро уловить суть дела. Такой страх свойственен неуверенным и закомплексованным работникам. Человек в процессе освоения нововведений боится показать себя с более слабой стороны или в невыгодном свете перед руководством или коллективом.

Лучше бы не знать

Как правило, новые изменения в работе вводятся для того, чтобы в целом сделать бизнес-процесс более прозрачным и эффективным. Такое для сотрудников может оказаться невыгодным. Например, иногда работник так выстраивает работу, что из 8-ми часового рабочего дня, скажем, 2 часа тратятся на личные дела. Изменения позволят руководителю увидеть результаты каждого сотрудника, сравнить их, дадут возможность оценить эффективность, а значит, руководитель сможет найти слабое место в графике и определить недобросовестного работника. Снова угроза для зоны комфорта.

Война руководства и коллектива

Такое случается, когда в компании есть разрыв в коллективе между руководством и рядовыми сотрудниками. Это по-настоящему тяжёлый случай, когда любые инициативы «сверху» воспринимаются в штыки. Это очень нездоровая ситуация: руководство не уважает свой коллектив и считает, что все работают плохо, ленятся и им нужны только деньги, а члены рядового коллектива уверены, что руководящий состав представлен бестолковыми, непрофессиональными, жадными, не ценящими труд сотрудников людьми. В таких коллективах совсем тяжело вводить какие-либо изменения, потому что есть глобальный внутренний конфликт. Такое неуважение друг к другу не позволяет даже начать обсуждение, и каждая сторона находится в иллюзиях, что они правы, а соперник – нет.

Чаще всего коллектив группируется. Сначала это могут быть несколько человек, или часть коллектива, отдела. Когда ситуация совсем запущенная, появляются лидеры сопротивления, те, кто недоволен открыто и «кричит» об этом в каждом углу. Присутствуют и токсичные сотрудники, которые более скрытно, но также проводят «подрывную» деятельность: подговаривают, тащат за собой, вовлекают других. Коллективы на горизонтальном уровне довольно дружны и организованы в плане своей критики по отношению к руководству. Как говориться: «Нет более заговорческого места, чем курилка». Это по-настоящему деконструктивная ситуация для компании, поскольку чаще всего начинается война, увольнения и серьезные проблемы в бизнес-процессе. Стоит отметить, что чаще всего и руководители, и сотрудники по-своему правы, но они настолько далеки друг от друга, на разны полюсах, что договориться кажется невозможным.

Порой изменения – это детонатор кадрового взрыва. Компания работает месяцы, года, никто не хочет замечать проблемы, коллектив в критическом отношении к руководству, но все тихо и спокойно. Но вот начинают вводиться изменения – и компания буквально взрывается от конфликтов. Важно, если такое случилось, начинать решать проблемы, а не пытаться их избежать – рано или поздно компании придется делать выбор: изменения и рост, либо стагнация и упадок.

Автор: Юрий Лобатовкин, руководитель продаж, ЦКТ

Источник: Wayxar.Wall

Вам будет интересно
«Для многих точкой опоры стала работа»: как мобилизация отражается на малом и среднем бизнесе
«Для многих точкой опоры стала работа»: как мобилизация отражается на малом и среднем бизнесе
Как бирюзовые компании переживают кризисы
Как бирюзовые компании переживают кризисы
Как руководителю доносить информацию до сотрудников без потерь
Как руководителю доносить информацию до сотрудников без потерь
Товары для бизнеса. Интервью
Товары для бизнеса. Интервью
Вовлеченность жены предпринимателя в бизнес мужа, где грани и границы
Вовлеченность жены предпринимателя в бизнес мужа, где грани и границы
СТРАНА СОВЕТОВ
СТРАНА СОВЕТОВ