Цикличная пьеса

Текущий год не первый сложный в истории современной России и Петербурга: был спад 2008–2009 годов, кризис 2014 года. На фоне эпидемиологического, валютного и нефтяного кризисов бюджет Петербурга в 2020 году секвестрировали. Прогнозы на 2021–2023 годы по доходам и расходам также сократились. Впрочем, эксперты называют экономику города диверсифицированной, вспоминая ее развитие за последние тридцать лет.

Самый низкий показатель индекса промышленного производства (ИПП) был зафиксирован в Санкт-Петербурге по итогам первого полугодия 2020 года — 94,1%, в Ленинградской области за этот же период — 97,2%, несмотря на стабильно положительную динамику последних лет. В 2019 году ИПП Петербурга составлял 104,1%, Ленобласти — 104,6%, что по темпам прироста почти в два раза выше общероссийского показателя. Значение для обоих регионов формируют обрабатывающие производства. Однако уже по итогам девяти месяцев 2020 года ИПП в Петербурге и Ленобласти составил 96,3 и 99,3% соответственно. Это самые высокие значения начиная с весны, когда экономика ощутила ограничения, связанные с эпидемией коронавируса.

Традиционный рост в кризисы показывают отрасли массового потребления: производство пищевых продуктов, напитков, табака, считают аналитики, отмечая негативные тенденции в автопроме и машиностроении. Среди важнейших видов машиностроительной продукции в Петербурге существенно снизилось производство легковых автомобилей. Примечательно, что в январе — августе 2020 года прибыль от деятельности промышленных предприятий Петербурга сократилась на 34,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, составив 289,4 млрд рублей. В ближайшие годы дефицит бюджета Петербурга станет рекордным за последние десять лет: по прогнозам Смольного, в 2020 году он составит 99,6 млрд рублей, в 2021-м — 89,6 млрд, в 2022-м — 54,4 млрд, в 2023-м — 39,9 млрд. Это, впрочем, пока не заставляет городское правительство отказываться от анонсированных планов по созданию триллионного бюджета города (в 2023 году доходы приблизятся к 760,1 млрд рублей). Вместе с этим правительство Петербурга признает, что экономическая обстановка замедляет темпы инвестиционной активности, требует пересмотра прогнозов и переоценки рисков по запланированным проектам. Развитие города, вероятно, также потребует большего времени.

Этапы и динамика

Руководитель филиала компании ЦКТ (предоставляет услуги для бизнеса) в Петербурге Алексей Биляк разделяет тридцатилетний период экономики города на три этапа: с 1990-х годов по 2000-е, с 2000-х по 2014 год и с 2014 года по нынешнее время. На первом этапе рос только уровень инфляции и безработицы, говорит он. «Закрывались крупные производства, уменьшилось количество товарооборота в морском порту, снизилось количество привезенных и экспортируемых товаров в Пулково — единственном аэропорту города, везде наблюдался огромный спад, даже в продажах жилья и недвижимости. Строительство нового жилья в этот период было единичным, как правило, это были кооперативные дома»,— рассказывает он.

С началом 2000-х годов в стране произошла смена президентской власти и экономического курса. В Петербург стали поступать инвестиции, наблюдался экономический рост, появились первые новостройки, открылись крупные предприятия, такие как General Motors с заводом Ford, отмечает эксперт. «Наконец, закончили строительство Кольцевой автодороги вокруг Петербурга, в том числе самый сложный участок, который идет по Финскому заливу. Она очень сильно разгрузила спальные районы и центр»,— подчеркивает господин Биляк.

В 2007–2010 годах мы наблюдали начало глобальной стройки в Петербурге, вспоминает господин Биляк. Увеличились инвестиции, в том числе иностранные, также получили развитие крупные сетевые ритейлеры, многие из которых начали федеральную экспансию с Петербурга. Экономика города росла очень быстрыми темпами вплоть до 2013–2014 годов, когда были введены санкции. За ними последовало сокращение иностранных вложений, и хотя рост инвестиций фиксируется и сейчас, но до уровня 2012–2013 годов он не доходит, признает эксперт.

После перевода экс-губернатора Петербурга Валентины Матвиенко в Москву в городе начался кризис власти, отмечает старший руководитель проектов группы компаний SRG Татьяна Козлова. В 2010 году объем инвестиций в основной капитал вырос в десять раз по сравнению с 2000 годом и составил $13 млрд, приводит данные госпожа Козлова. Такой уровень сохранялся до 2014 года, но после завершения в 2013–2014 годах ранее начатых проектов к 2019 году объем инвестиций упал примерно на 30% в долларовом выражении, подчеркивает она.

Впрочем, уверен господин Биляк, городская агломерация стала больше, и люди с Урала, Сибири, из южных регионов России стали чаще приезжать в Петербург. «Здесь есть рабочие места и достойный уровень заработной платы, если не сравнивать его только с Москвой. Среди ярких примеров — один из самых больших заводов пивоварения, на котором трудится 12 тыс. человек»,— говорит он, имея в виду «Балтику», также одного из крупнейших налогоплательщиков города. Петербург, по мнению эксперта, предоставляет все возможности для профессионального роста, кроме этого, активно развивается туристическое направление, заключает он.

Промышленная платформа

Последние тридцать лет экономика Петербурга динамично развивалась, считает генеральный директор Регионального центра компетенций (РЦК) в сфере производительности труда Петербурга Ирина Голубцова. Во многом этому способствовал рост промышленных производств — вклад данного комплекса в формирование доходной части бюджетов всех уровней по сравнению с другими секторами экономики города традиционно является наибольшим: только за январь — сентябрь 2020 года он составил 44,9%, подчеркивает эксперт.

Петербург с момента основания развивался как крупный промышленный узел, центр судостроения, а в дальнейшем и машиностроения, напоминает вице-президент инвесткомпании QBF Владимир Масленников. «1990-е годы город встретил как монополист в отдельных секторах промышленного производства. На 1991 год в промышленности города было занято 560 тыс. человек. В последнее десятилетие ХХ века данный показатель существенно снизился, а по итогам 2019 года промышленный сектор обеспечивал рабочими местами около 347 тыс. человек, то есть около 17% трудоспособных горожан»,— делится он.

В 2000-е годы началось развитие новых для города отраслей промышленности — автомобилестроения и фармацевтической индустрии, говорит аналитик. В 2019 году каждый четвертый отечественный автомобиль был выпущен петербургскими заводами: всего за прошлый год они произвели 372 тыс. легковых автомобилей. Объем медицинских изделий и лекарственных препаратов, созданных в Северной столице, за последние четыре года вырос в 2,8 раза, добавляет господин Масленников.

К приоритетным для инвестирования отраслям экономики Петербурга сегодня относят IT, медицину и фарминдустрию, производство двигателей и электрооборудования, научные исследования и разработки, судостроение, сектор транспортных средств. Динамично развиваются туризм и индустрия развлечений, согласен он. Стремительными темпами в Петербурге идет строительство жилья, подчеркивает он. По итогам 2019 года в эксплуатацию было введено более 3,4 млн кв. м жилой недвижимости, что превосходит даже Москву по показателю «ввод жилья в расчете на душу населения».

По мнению госпожи Голубцовой, Петербург привлекателен для инвесторов, чему способствуют выгодные условия, предусматривающие налоговые и таможенные преференции, что позволяет нивелировать издержки, сопровождающие запуск нового производства. За последние тридцать лет активное развитие показали несколько отраслей: традиционно обрабатывающее производство, на чью долю приходится до 80% от общего объема всего производства, оборонный сектор, машиностроение и фармацевтика, подчеркивает эксперт. На развитие города во многом повлияли активное формирование инфраструктуры и открытие новых производств и деловых центров, заключает она.

Комментирует: Алексей Биляк

Источник: Коммерсантъ