Бирюзовые грёзы: как популярный на Западе формат адаптировался в России

Новости
09.03.2022
964
 Поделиться


Термин «бирюзовая компания» в последнее время всё чаще звучит среди владельцев бизнеса и топ-менеджеров, желающих идти в ногу со временем. За последние пять лет некоторые отечественные компании уже обрели новый цвет. В их числе «ВкусВилл», Mindbox, «Фабрика окон», поставщик товаров для сна «Аскона». Но хотя первопроходцы и есть, многие ещё не знакомы с понятием бирюзовых компаний.

Для Skillbox Media о плюсах и минусах «бирюзы» рассказала генеральный директор группы Rocket Humans Анастасия Ускова — её компания работает по этим принципам. Наши эксперты дополнили её мнение примерами из практики своих компаний.

Что такое бирюзовая компания?

В бирюзовых компаниях нет привычной иерархии, все процессы выстроены горизонтально. Отделы, команды и даже отдельные сотрудники работают независимо, а связывают их вместе не жёсткие KPI и планы, а более эфемерные вещи: ценности и цели. Команды и сотрудники, как правило, кросс-функциональны и, по идее, больше вовлечены в процесс, так как лично отвечают за результат.

Принципы бирюзовой организации

Принцип 1. Эволюционная цель. У организации есть большая цель, миссия, которой искренне служит каждый сотрудник. Люди, не разделяющие общих ценностей, не приживаются в команде.

Принцип 2. Целостность. Каждый сотрудник в бирюзовой организации воспринимается как личность, а не как винтик в общей цепи. Это значит, что коллектив учитывает его желания, стремления, эмоции, а не только профессиональные компетенции.

Принцип 3. Самоуправление. Сотрудники имеют право принимать решения, не обсуждая их с коллегами, руководителями. Они знают, что за решения придётся нести ответственность.

Кто уже перекрасился в бирюзу в России

В Россию вслед за Западом всё-таки стал проникать бирюзовый стиль управления. О близости к этой концепции первыми заявили в ретейле — «ВкусВилл» и EdTech-компании. Прижилась она и в стартап-среде, где неформальный подход к работе часто добавляет компании очков в глазах соискателей. За рубежом список отраслей близок к российскому, но много шире — новая рабочая этика там встречается с массовым запросом на work-life-баланс, который в полной мере могут гарантировать только в бирюзовых компаниях. К ним на Западе относятся, например, гиганты вроде Google или бренды вроде Patagonia.

Мотивация — двигатель и тормоз бирюзовых компаний

На бумаге звучит хорошо — коллектив профессионалов, за которыми не нужно следить и которые сами делают свою работу, да ещё и с улыбкой на лице. Но на деле новая для России модель управления персоналом столкнулась с проблемами. Так, в одной из самых коммерчески успешных бирюзовых компаний «ВкусВилл» признают, что показатели производительности в ней нестабильны.

Преимущества бирюзовых компаний

К безусловным плюсам можно отнести меньшую бюрократизацию. Это делает процессы в компании эффективнее, а её саму — более гибкой. Ещё среди преимуществ — высокая мотивация и лояльность сотрудников, личная ответственность за результат, подталкивающая к постоянному саморазвитию.

Ещё одна важная для многих сотрудников деталь — декларация отсутствия власти как таковой: никто не может единолично распределить премии или принять решение вопреки желанию человека.

Определённую выгоду из бирюзового подхода, как ни странно, могут извлечь клиенты. Эксперт по корпоративной трансформации Дмитрий Адушев отмечает: в таких компаниях никто не нянчится с работником, но у него есть ответственность, подкреплённая полномочиями для решения требуемой задачи.

Пример: сотрудник работает в магазине сотового ретейла. Если это бирюзовая организация, то сотрудник может оформить возврат товара ненадлежащего качества сразу, на месте. Он действует самостоятельно и быстро устраняет проблему клиента. Это работает как система воспитания ответственности сотрудников.

В чём трудности внедрения?

Главная трудность внедрения — поиск подходящих сотрудников. Стать бирюзовыми несложно, но всё в этой системе зависит от кадров. Искать тех самых людей с горящими глазами, которые будут радоваться корпоративным ценностям, самоконтролю и ответственности и при этом выполнять свою главную функцию — приносить компании деньги, очень непросто. На поиски подходящих по духу, взглядам на жизнь, «гороскопу» и компетенциям кандидатов можно потратить месяцы и израсходовать много ресурсов.

Затем неофита потребуется познакомить с корпоративной культурой, проверить, как он приживается, и только после этого давать рабочие задачи. То есть процесс с момента найма до момента, когда сотрудник начинает приносить компании прибыль, затягивается.

Адаптация в бирюзовой компании не всегда проходит гладко. Администратор сайта бирюзовой компании ЦКТ Лолита Максимова вспоминает, что поначалу работа казалась очень тяжёлой. В других компаниях ей не приходилось самой искать решение, дали задачу — выполнил, и так по кругу.

«Почти с первого дня в компании я ходила с блокнотом и записывала все задачи, чтобы не забыть. Сложно сразу переключиться с готовых задач на „найди сам что сделать“, когда ты ещё не работал по такой системе», — описывает свои впечатления Лолита.

Это потом она оценила все преимущества новой работы — среди них оказалось отсутствие грубых высказываний в её адрес.

«В других компаниях такое периодически происходит, и друзья мне частенько рассказывают, здесь руководство общается со мной на равных, нет отношений „ты раб, я бог“», — говорит Лолита.

Многим топ-менеджерам и владельцам бизнеса отсутствие контроля кажется в принципе утопическим, да и на деле это часто бывает так. Этот подход к работе часто не может гарантировать достижения необходимых целей на деле — только в умах фанатов Agile.

Почему это не работает у нас?

Во-первых, среди главных причин небольшого числа бирюзовых компаний в России — банальное отсутствие знаний о такой системе организации.

Во-вторых, многие предприниматели, знающие о бирюзовой модели, не уверены, что без контроля и чётких планов получится привести бизнес к процветанию.

В-третьих, на рынке не так много компаний с сильным HR-брендом, да и вообще с брендом, ценности которого бы были близки потенциальным кандидатам и побуждали бы их работать потому, что они сами главные адвокаты и евангелисты бренда, а не потому, что им за это платят. В целом проблема в сотрудниках. Половина рабочих мест в стране — линейный персонал. Ещё пятая часть — бюджетники и госслужащие. Как применять принципы бирюзовой модели к кассирам в супермаркете или поварам в фастфуде? Дать им самим решать, по каким правилам работать с посетителями или кассой? Неспроста «бирюза» на рынке ещё вовсю не зацвела.

Стоит ли сотруднику стремиться в бирюзовую компанию?

Если вы заняты креативным ремеслом — в «бирюзе» вам будет легче раскрыться как профессионалу. Но только при условии, что вы сами готовы поддерживать свою мотивацию и личный результат для вас так же важен, как результат компании. Если принимать решения самостоятельно и брать за них ответственность — это не совсем про вас, то и «бирюза» вам не подходит.

Однако на практике полностью бирюзовых компаний не так много. Нет чёрного и белого. Зато есть работодатели, которые при традиционных методах практикуют лёгкое напыление новых веяний — их-то и стоит искать. Хочешь поработать из дома? Пожалуйста, но отчёт не забудь сдать до вечера. Хочешь улучшить процессы в смежном отделе — вот тебе окошко для фидбэка, мы обязательно учтём ваше мнение, но сделаем всё равно как хотим. В таких компаниях растёт и бизнес, и сотрудники вместе с ним, а выгорания случаются реже, так как всегда есть не только кнут, но и пряник.

Руководитель отдела компании ЦКТ в Санкт-Петербурге Игорь Дрожаев рассказывает, что, когда он устроился на работу, считал это временной подработкой. Но именно отсутствие давления со стороны руководства убедило его задержаться в компании надолго. «За 10 лет в компании на меня никогда не давили, нет планов продаж и отчёта о проделанной работе. Над нами нет боссов, которые всё время давят на менеджера, чтобы тот делал больше прибыли, не думая о качестве работы», — говорит Дрожаев. По его словам, друзья-руководители могут дать совет и помочь решить сложные вопросы.

«Нам дают полную свободу самореализации в компании. Я могу сегодня сказать своему руководителю, что хочу поменять ассортимент позиций, которые мне по душе и интересны в продажах, и получу полную свободу действий», — так он описывает свою работу.

Решение: внедрять бирюзовый подход частично

Как и за рубежом, в России некоторые компании приняли бирюзовый подход лишь частично — используя его принципы для работы отдельных структур. Пример приводит основатель компании Visotsky Consulting Александр Высоцкий. Во всех подразделениях его компании работает примерно 230 человек, 15 из них — сотрудники службы технологий. Эта группа разрабатывает и совершенствует продукты и услуги компании.

Получается, что в службе технологий его компания бирюзовая, а в других отделениях — очень дисциплинированная и технологичная. По словам Высоцкого, такое совмещение позволяет добиваться прекрасных результатов.


Прочитать полную статью - skillbox

Вам будет интересно
Пирамида Маслоу
Пирамида Маслоу
Мы дарим своим ключевым партнерам Иван чай
Мы дарим своим ключевым партнерам Иван чай
Как предпринимателю прокачать решительность
Как предпринимателю прокачать решительность
Этикетки и упаковка
Этикетки и упаковка
Личный опыт: особенности открытия бизнеса в регионе
Личный опыт: особенности открытия бизнеса в регионе
Новое начало: в какой сфере открыть прибыльный бизнес?
Новое начало: в какой сфере открыть прибыльный бизнес?
Notice: Undefined index: t in /var/www/u0463724/data/www/onlider.ru/index.php on line 27Warning: system(): Cannot execute a blank command in /var/www/u0463724/data/www/onlider.ru/index.php on line 27