Бирюзовые грёзы: как популярный на Западе формат адаптировался в России

Новости
09.03.2022
102
 Поделиться


Термин «бирюзовая компания» в последнее время всё чаще звучит среди владельцев бизнеса и топ-менеджеров, желающих идти в ногу со временем. За последние пять лет некоторые отечественные компании уже обрели новый цвет. В их числе «ВкусВилл», Mindbox, «Фабрика окон», поставщик товаров для сна «Аскона». Но хотя первопроходцы и есть, многие ещё не знакомы с понятием бирюзовых компаний.

Для Skillbox Media о плюсах и минусах «бирюзы» рассказала генеральный директор группы Rocket Humans Анастасия Ускова — её компания работает по этим принципам. Наши эксперты дополнили её мнение примерами из практики своих компаний.

Что такое бирюзовая компания?

В бирюзовых компаниях нет привычной иерархии, все процессы выстроены горизонтально. Отделы, команды и даже отдельные сотрудники работают независимо, а связывают их вместе не жёсткие KPI и планы, а более эфемерные вещи: ценности и цели. Команды и сотрудники, как правило, кросс-функциональны и, по идее, больше вовлечены в процесс, так как лично отвечают за результат.

Принципы бирюзовой организации

Принцип 1. Эволюционная цель. У организации есть большая цель, миссия, которой искренне служит каждый сотрудник. Люди, не разделяющие общих ценностей, не приживаются в команде.

Принцип 2. Целостность. Каждый сотрудник в бирюзовой организации воспринимается как личность, а не как винтик в общей цепи. Это значит, что коллектив учитывает его желания, стремления, эмоции, а не только профессиональные компетенции.

Принцип 3. Самоуправление. Сотрудники имеют право принимать решения, не обсуждая их с коллегами, руководителями. Они знают, что за решения придётся нести ответственность.

Кто уже перекрасился в бирюзу в России

В Россию вслед за Западом всё-таки стал проникать бирюзовый стиль управления. О близости к этой концепции первыми заявили в ретейле — «ВкусВилл» и EdTech-компании. Прижилась она и в стартап-среде, где неформальный подход к работе часто добавляет компании очков в глазах соискателей. За рубежом список отраслей близок к российскому, но много шире — новая рабочая этика там встречается с массовым запросом на work-life-баланс, который в полной мере могут гарантировать только в бирюзовых компаниях. К ним на Западе относятся, например, гиганты вроде Google или бренды вроде Patagonia.

Мотивация — двигатель и тормоз бирюзовых компаний

На бумаге звучит хорошо — коллектив профессионалов, за которыми не нужно следить и которые сами делают свою работу, да ещё и с улыбкой на лице. Но на деле новая для России модель управления персоналом столкнулась с проблемами. Так, в одной из самых коммерчески успешных бирюзовых компаний «ВкусВилл» признают, что показатели производительности в ней нестабильны.

Преимущества бирюзовых компаний

К безусловным плюсам можно отнести меньшую бюрократизацию. Это делает процессы в компании эффективнее, а её саму — более гибкой. Ещё среди преимуществ — высокая мотивация и лояльность сотрудников, личная ответственность за результат, подталкивающая к постоянному саморазвитию.

Ещё одна важная для многих сотрудников деталь — декларация отсутствия власти как таковой: никто не может единолично распределить премии или принять решение вопреки желанию человека.

Определённую выгоду из бирюзового подхода, как ни странно, могут извлечь клиенты. Эксперт по корпоративной трансформации Дмитрий Адушев отмечает: в таких компаниях никто не нянчится с работником, но у него есть ответственность, подкреплённая полномочиями для решения требуемой задачи.

Пример: сотрудник работает в магазине сотового ретейла. Если это бирюзовая организация, то сотрудник может оформить возврат товара ненадлежащего качества сразу, на месте. Он действует самостоятельно и быстро устраняет проблему клиента. Это работает как система воспитания ответственности сотрудников.

В чём трудности внедрения?

Главная трудность внедрения — поиск подходящих сотрудников. Стать бирюзовыми несложно, но всё в этой системе зависит от кадров. Искать тех самых людей с горящими глазами, которые будут радоваться корпоративным ценностям, самоконтролю и ответственности и при этом выполнять свою главную функцию — приносить компании деньги, очень непросто. На поиски подходящих по духу, взглядам на жизнь, «гороскопу» и компетенциям кандидатов можно потратить месяцы и израсходовать много ресурсов.

Затем неофита потребуется познакомить с корпоративной культурой, проверить, как он приживается, и только после этого давать рабочие задачи. То есть процесс с момента найма до момента, когда сотрудник начинает приносить компании прибыль, затягивается.

Адаптация в бирюзовой компании не всегда проходит гладко. Администратор сайта бирюзовой компании ЦКТ Лолита Максимова вспоминает, что поначалу работа казалась очень тяжёлой. В других компаниях ей не приходилось самой искать решение, дали задачу — выполнил, и так по кругу.

«Почти с первого дня в компании я ходила с блокнотом и записывала все задачи, чтобы не забыть. Сложно сразу переключиться с готовых задач на „найди сам что сделать“, когда ты ещё не работал по такой системе», — описывает свои впечатления Лолита.

Это потом она оценила все преимущества новой работы — среди них оказалось отсутствие грубых высказываний в её адрес.

«В других компаниях такое периодически происходит, и друзья мне частенько рассказывают, здесь руководство общается со мной на равных, нет отношений „ты раб, я бог“», — говорит Лолита.

Многим топ-менеджерам и владельцам бизнеса отсутствие контроля кажется в принципе утопическим, да и на деле это часто бывает так. Этот подход к работе часто не может гарантировать достижения необходимых целей на деле — только в умах фанатов Agile.

Почему это не работает у нас?

Во-первых, среди главных причин небольшого числа бирюзовых компаний в России — банальное отсутствие знаний о такой системе организации.

Во-вторых, многие предприниматели, знающие о бирюзовой модели, не уверены, что без контроля и чётких планов получится привести бизнес к процветанию.

В-третьих, на рынке не так много компаний с сильным HR-брендом, да и вообще с брендом, ценности которого бы были близки потенциальным кандидатам и побуждали бы их работать потому, что они сами главные адвокаты и евангелисты бренда, а не потому, что им за это платят. В целом проблема в сотрудниках. Половина рабочих мест в стране — линейный персонал. Ещё пятая часть — бюджетники и госслужащие. Как применять принципы бирюзовой модели к кассирам в супермаркете или поварам в фастфуде? Дать им самим решать, по каким правилам работать с посетителями или кассой? Неспроста «бирюза» на рынке ещё вовсю не зацвела.

Стоит ли сотруднику стремиться в бирюзовую компанию?

Если вы заняты креативным ремеслом — в «бирюзе» вам будет легче раскрыться как профессионалу. Но только при условии, что вы сами готовы поддерживать свою мотивацию и личный результат для вас так же важен, как результат компании. Если принимать решения самостоятельно и брать за них ответственность — это не совсем про вас, то и «бирюза» вам не подходит.

Однако на практике полностью бирюзовых компаний не так много. Нет чёрного и белого. Зато есть работодатели, которые при традиционных методах практикуют лёгкое напыление новых веяний — их-то и стоит искать. Хочешь поработать из дома? Пожалуйста, но отчёт не забудь сдать до вечера. Хочешь улучшить процессы в смежном отделе — вот тебе окошко для фидбэка, мы обязательно учтём ваше мнение, но сделаем всё равно как хотим. В таких компаниях растёт и бизнес, и сотрудники вместе с ним, а выгорания случаются реже, так как всегда есть не только кнут, но и пряник.

Руководитель отдела компании ЦКТ в Санкт-Петербурге Игорь Дрожаев рассказывает, что, когда он устроился на работу, считал это временной подработкой. Но именно отсутствие давления со стороны руководства убедило его задержаться в компании надолго. «За 10 лет в компании на меня никогда не давили, нет планов продаж и отчёта о проделанной работе. Над нами нет боссов, которые всё время давят на менеджера, чтобы тот делал больше прибыли, не думая о качестве работы», — говорит Дрожаев. По его словам, друзья-руководители могут дать совет и помочь решить сложные вопросы.

«Нам дают полную свободу самореализации в компании. Я могу сегодня сказать своему руководителю, что хочу поменять ассортимент позиций, которые мне по душе и интересны в продажах, и получу полную свободу действий», — так он описывает свою работу.

Решение: внедрять бирюзовый подход частично

Как и за рубежом, в России некоторые компании приняли бирюзовый подход лишь частично — используя его принципы для работы отдельных структур. Пример приводит основатель компании Visotsky Consulting Александр Высоцкий. Во всех подразделениях его компании работает примерно 230 человек, 15 из них — сотрудники службы технологий. Эта группа разрабатывает и совершенствует продукты и услуги компании.

Получается, что в службе технологий его компания бирюзовая, а в других отделениях — очень дисциплинированная и технологичная. По словам Высоцкого, такое совмещение позволяет добиваться прекрасных результатов.


Прочитать полную статью - skillbox

Вам будет интересно
Как организовать удаленное управление производством
Как организовать удаленное управление производством
Зачем руководителю быть наставником: плюсы и подводные камни
Зачем руководителю быть наставником: плюсы и подводные камни
Планирование в отделе продаж: ошибки и пути их решения
Планирование в отделе продаж: ошибки и пути их решения
Спецпроект iConText Group «Назад в детство». История Вадима Баринова
Спецпроект iConText Group «Назад в детство». История Вадима Баринова
Цикличная пьеса
Цикличная пьеса
Кто эффективнее: частные фирмы или госкомпании
Кто эффективнее: частные фирмы или госкомпании