«Бирюзовые» ценности. В какие цвета окрашен современный бизнес?

Новости
20.12.2022
5
 Поделиться


Понятие бирюзового управления появилось в 2014 году. Его автор Фредерик Лалу предложил классифицировать компании по цветам, каждый из которых будет характеризовать определенную управленческую модель. Например, красный цвет символизировал низкий уровень организации, а зеленый подчеркивал высокую степень осознанности. Наиболее положительную, экологичную и самостоятельную модель Лалу окрасил в бирюзовый цвет.

Бирюзовая организация в современном постковидном мире действительно стала общепринятым управленческим идеалом. Бирюзовый менеджмент дает больше свободы сотрудникам, что, в свою очередь, вдохновляет их на более творческие и нестандартные решения. В мире гибридного формата работы такой стиль управления может стимулировать людей действовать самостоятельно, повышая производительность компании за счет собственной эффективности.

Бирюзовый стиль управления стремится к гармоничным отношениям между сотрудниками и их деловым окружением, делая работу не только источником дохода, но и местом для саморазвития и самовыражения. Однако чтобы стимулировать чувство ответственности и корпоративную культуру сотрудничества, которая и является основой «бирюзовой» продуктивности, компаниям требуются мотивирующие и вдохновляющие лидеры. Именно они задают темп всему коллективу, являясь больше наставниками, чем прямыми руководителями.

Можно ли достичь «бирюзового» идеала в реальном бизнесе и, если да, то какие последствия для бизнеса это будет иметь?

Антон Мельников, руководитель торгово-производственной компании ЦКТ:

Поскольку внешних признаков, работает ли та или иная компания по бирюзовой модели, не существует, мы можем отталкиваться только от заявлений самих организаций. В интернете бирюзовыми преподносят себя «ВкуссВилл», «Аскона», «Фабрика Окон». Из иностранных поставщиков к ним присоединяется «Леруа Мерлен».

Само понятие «бирюзовой организации» предполагает наличие таких принципов, как самоорганизация, коучинг (наставничество) руководителей и социальная ориентированность бизнеса. Но реализуется это у всех по-разному.

Мне кажется, что в перспективе все компании так или иначе к этому придут. Кроме отдельных направлений, где строгая вертикальная иерархия является основой: например, в государственном секторе или военной сфере. Мы сегодня наблюдаем, как трансформируется само общество, а компании развиваются и будут развиваться дальше.

Достоинства бирюзовой модели:

+ Меньше контроля. Уровень самоорганизации в бирюзовой компании развит настолько, что сотрудников не нужно контролировать: никаких систем наблюдения, посещения, удаленного контроля компьютеров и подсчета отработанных минут. Это экономит ряд важных ресурсов, среди которых главные – это время и энергия.

+ Инициативность сотрудников. В бирюзовой организации инициатива награждается, а это значит, что от работников можно узнать что-то новое. Они готовы генерировать идеи, которые часто дают компании новые возможности.

+ Живое общение. Уровень доверия в компании высок, а иерархия не влияет на личное общение. Следовательно, в бирюзовой компании всегда присутствуют интересные и продуктивные коммуникации.

+ Общая нацеленность на постоянное развитие. Руководитель и сотрудники компании никогда не останавливаются в своем развитии: все стремятся к большему и лучшему, и эти планы вполне масштабны.

Недостатки:

- Высокие требования к руководителю. В бирюзовой компании от сотрудников нужны самоорганизованность и нацеленность на саморазвитие, но эти качества должен транслировать и сам руководитель. Ему нужно постоянно двигаться вперед, быть в тонусе и быть примером для других.

- Риск потери людей. В связи с высокой интенсивностью и необходимостью постоянного развития порой сотрудники «сходят с дистанции». Это может быть связано с личными или внутренними конфликтами, неготовностью человека меняться и/или соответствовать новой модели. Такое может случиться в любом бизнесе, но именно в бирюзовой модели этот риск выше.

- Не все сотрудники готовы к бирюзовой модели. Самоорганизация, развитие, отсутствие контроля, инициативность... При очевидной пользе этих качеств не все могут работать в таком ключе: кто-то не хочет меняться сознательно, кто-то не готов морально. При этом заставлять никого, естественно, нельзя. Руководителю приходиться искать компромиссы, действовать постепенно, общаться на эту тему, рассказывая плюсы нового подхода, то есть тратить на это довольно много энергии и времени. При этом всегда остается риск, что человек просто уйдет, так и не приняв новое видение.

Есть еще один момент, который одновременно является и плюсом, и минусом. Старая модель управления хорошо известна и изучена, но единой системы выстраивания бирюзовой компании нет. Есть общеизвестные принципы, но единственно верной методики практической реализации не существует. Плюс здесь в том, что руководителю можно (и нужно) включать творчество при организации бирюзовой модели. А минус – это отсутствие теоретической информации и наглядного примера. Это приводит к появлению страхов и, конечно, ошибкам.

...

Комментирует: Антон Мельников, руководитель торгово-производственной компании ЦКТ

Читать статью полностью: Деловое обозрение

Вам будет интересно
Как изменились потребности человека
Как изменились потребности человека
Как выйти из отпуска
Как выйти из отпуска
Требовательность к себе и к другим: полезное ли качество
Требовательность к себе и к другим: полезное ли качество
Как развивать корпоративную культуру компании, если штат на удаленке
Как развивать корпоративную культуру компании, если штат на удаленке
Гид по Нижнему Новгороду: что посмотреть за выходные
Гид по Нижнему Новгороду: что посмотреть за выходные
Семь ошибок в B2B‑продажах
Семь ошибок в B2B‑продажах