«Бирюзовые» ценности. В какие цвета окрашен современный бизнес?

Новости
20.12.2022
348
 Поделиться


Понятие бирюзового управления появилось в 2014 году. Его автор Фредерик Лалу предложил классифицировать компании по цветам, каждый из которых будет характеризовать определенную управленческую модель. Например, красный цвет символизировал низкий уровень организации, а зеленый подчеркивал высокую степень осознанности. Наиболее положительную, экологичную и самостоятельную модель Лалу окрасил в бирюзовый цвет.

Бирюзовая организация в современном постковидном мире действительно стала общепринятым управленческим идеалом. Бирюзовый менеджмент дает больше свободы сотрудникам, что, в свою очередь, вдохновляет их на более творческие и нестандартные решения. В мире гибридного формата работы такой стиль управления может стимулировать людей действовать самостоятельно, повышая производительность компании за счет собственной эффективности.

Бирюзовый стиль управления стремится к гармоничным отношениям между сотрудниками и их деловым окружением, делая работу не только источником дохода, но и местом для саморазвития и самовыражения. Однако чтобы стимулировать чувство ответственности и корпоративную культуру сотрудничества, которая и является основой «бирюзовой» продуктивности, компаниям требуются мотивирующие и вдохновляющие лидеры. Именно они задают темп всему коллективу, являясь больше наставниками, чем прямыми руководителями.

Можно ли достичь «бирюзового» идеала в реальном бизнесе и, если да, то какие последствия для бизнеса это будет иметь?

Антон Мельников, руководитель торгово-производственной компании ЦКТ:

Поскольку внешних признаков, работает ли та или иная компания по бирюзовой модели, не существует, мы можем отталкиваться только от заявлений самих организаций. В интернете бирюзовыми преподносят себя «ВкуссВилл», «Аскона», «Фабрика Окон». Из иностранных поставщиков к ним присоединяется «Леруа Мерлен».

Само понятие «бирюзовой организации» предполагает наличие таких принципов, как самоорганизация, коучинг (наставничество) руководителей и социальная ориентированность бизнеса. Но реализуется это у всех по-разному.

Мне кажется, что в перспективе все компании так или иначе к этому придут. Кроме отдельных направлений, где строгая вертикальная иерархия является основой: например, в государственном секторе или военной сфере. Мы сегодня наблюдаем, как трансформируется само общество, а компании развиваются и будут развиваться дальше.

Достоинства бирюзовой модели:

+ Меньше контроля. Уровень самоорганизации в бирюзовой компании развит настолько, что сотрудников не нужно контролировать: никаких систем наблюдения, посещения, удаленного контроля компьютеров и подсчета отработанных минут. Это экономит ряд важных ресурсов, среди которых главные – это время и энергия.

+ Инициативность сотрудников. В бирюзовой организации инициатива награждается, а это значит, что от работников можно узнать что-то новое. Они готовы генерировать идеи, которые часто дают компании новые возможности.

+ Живое общение. Уровень доверия в компании высок, а иерархия не влияет на личное общение. Следовательно, в бирюзовой компании всегда присутствуют интересные и продуктивные коммуникации.

+ Общая нацеленность на постоянное развитие. Руководитель и сотрудники компании никогда не останавливаются в своем развитии: все стремятся к большему и лучшему, и эти планы вполне масштабны.

Недостатки:

- Высокие требования к руководителю. В бирюзовой компании от сотрудников нужны самоорганизованность и нацеленность на саморазвитие, но эти качества должен транслировать и сам руководитель. Ему нужно постоянно двигаться вперед, быть в тонусе и быть примером для других.

- Риск потери людей. В связи с высокой интенсивностью и необходимостью постоянного развития порой сотрудники «сходят с дистанции». Это может быть связано с личными или внутренними конфликтами, неготовностью человека меняться и/или соответствовать новой модели. Такое может случиться в любом бизнесе, но именно в бирюзовой модели этот риск выше.

- Не все сотрудники готовы к бирюзовой модели. Самоорганизация, развитие, отсутствие контроля, инициативность... При очевидной пользе этих качеств не все могут работать в таком ключе: кто-то не хочет меняться сознательно, кто-то не готов морально. При этом заставлять никого, естественно, нельзя. Руководителю приходиться искать компромиссы, действовать постепенно, общаться на эту тему, рассказывая плюсы нового подхода, то есть тратить на это довольно много энергии и времени. При этом всегда остается риск, что человек просто уйдет, так и не приняв новое видение.

Есть еще один момент, который одновременно является и плюсом, и минусом. Старая модель управления хорошо известна и изучена, но единой системы выстраивания бирюзовой компании нет. Есть общеизвестные принципы, но единственно верной методики практической реализации не существует. Плюс здесь в том, что руководителю можно (и нужно) включать творчество при организации бирюзовой модели. А минус – это отсутствие теоретической информации и наглядного примера. Это приводит к появлению страхов и, конечно, ошибкам.

...

Комментирует: Антон Мельников, руководитель торгово-производственной компании ЦКТ

Читать статью полностью: Деловое обозрение

Вам будет интересно
Вагонов пустые окна
Вагонов пустые окна
Планирование в отделе продаж: ошибки и пути их решения
Планирование в отделе продаж: ошибки и пути их решения
Адаптация сотрудника на новом месте глазами руководителя
Адаптация сотрудника на новом месте глазами руководителя
Воронежский гофрокартон укрупняет производство
Воронежский гофрокартон укрупняет производство
Истинная причина, почему ваша компания не растёт
Истинная причина, почему ваша компания не растёт
«Компании нового типа»- кто они, как управляются и живут
«Компании нового типа»- кто они, как управляются и живут